МВД России обновлен Административный регламент по оформлению и выдаче патентов иностранным гражданам. С текстом Приказа МВД России от 05.10.2020 № 695 можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации.
Регламент определяет сроки и последовательность действий подразделений по вопросам миграции при оформлении и выдаче патентов. Право на получение патентов имеют граждане Азербайджана, Молдовы, Украины, Таджикистана, Узбекистана, неграждане Латвии и Эстонии, имеющие миграционную карту и достигшие возраста 18-ти лет.
Допускается прием заявлений о выдаче патентов и их выдача районными подразделениями органов внутренних дел в случае принятия соответствующего решения начальником полицейского Главка в субъекте.
Допускается подача заявлений о выдаче патента через уполномоченные организации, созданные в регионах.
Срок оформления патента составляет 10 рабочих дней со дня приема заявления о его выдаче (считая со следующего рабочего дня), срок оформления дубликата патента в случае утраты определен в три рабочих дня со дня приема заявления.
Перечень документов, необходимых для получения патента
Иностранный гражданин для получения патента должен представить или в подразделение по вопросам миграции (чего на практике не происходит) или в уполномоченную организацию:
1) Заявление о выдаче патента по форме, утвержденной Приложением № 1 к приказу МВД России от 14.08.2017 N 635;
2) Паспорт. Срок действия паспорта должен заканчиваться не ранее чем через год со дня подачи заявления. Все паспорта, кроме национальных паспортов граждан Украины, представляются с нотариально удостоверенным переводом на русский язык;
3) Действующий на территории Российской Федерации договор (полис) ДМС, заключенный с российской страховой организацией. Допускается предоставление договора о предоставлении платных медицинских услуг, заключенного с медицинской организацией, находящейся в субъекте, где иностранец получает патент (в различных регионах представляется или первый или второй документ). Требования к договору (полису ДМС) — он должен обеспечивать оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;
4) Медицинские документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих[1], а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина ВИЧ-инфекции). При этом сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции и медицинское заключение признаются действительными в течение 3-х месяцев со дня их выдачи.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в обязательном порядке устанавливает перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу указанных документов[2]. Регламентом не предъявляется требований к территориальному местонахождению медицинских организаций (как в случае с договором/полисом ДМС). Так что возможно представление справок, выданных в другом регионе. Главное, чтобы клиника находилась в России[3];
— Документ государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданный образовательным учреждением на территории СССР, до 1 сентября 1991 года.
— Документ об образовании и (или) о квалификации, выданный на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.
— Документ о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации.
6) Миграционная карта с указанием работы как цели визита (в период действия Указа Президента от 18.04.2020 № 274 допускается представление миграционных карт с указанием любой цели визита);
7) Документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания («регистрация»);
8) Платежный документ об уплате фиксированного авансового платежа;
9) Документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента, в случае нарушения 30-дневного срока обращения за получением патента со дня въезда в Российскую Федерацию (не требуется в период действия Указа Президента от 18.04.2020 № 274).
Для получения патента на территории другого субъекта иностранный гражданин представляет следующие документы (напомним, что иностранец может получить патенты для работы в нескольких регионах России, но при этом платить он должен за все и все они будут действительны только пока действует, то есть оплачивается, первоначально полученный патент):
1) Заявление о выдаче патента по форме, утв. Приложением № 1 к приказу МВД России от 14.08.2017 N 635. В заявлении указываются сведения об уже имеющемся патенте.
2) Паспорт. Требования к документу см. выше;
3) Действующий на территории Российской Федерации договор (полис) ДМС или договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте, где иностранец получает патент. Требования к документам см. выше;
4) Медицинские документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина ВИЧ-инфекции). Требования к документам см. выше.
Не обязательны к представлению, но обязательно будут истребованы следующие документы:
5) Миграционная карта с указанием работы как цели визита (в период действия Указа Президента от 18.04.2020 № 274 допускается представление миграционных карт с указанием любой цели визита);
6) Документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания («регистрация»);
7) Платежный документ об уплате фиксированного авансового платежа за новый патент и все платежки к имеющемуся патенту.
Для переоформления патента иностранный гражданин представляет (напомним, что количество переоформлений патента не ограничено, так что иностранный гражданин может работать в России без выезда из страны до пенсии):
1) Заявление о переоформлении патента по форме, утв. Приложением № 2 к Приказу МВД России от 14.08.2017 № 635;
2) Паспорт. Требования к документу см. выше;
3) Действующий на территории Российской Федерации договор (полис) ДМС или договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте, где иностранец получает патент. Требования к документам см. выше;
4) Медицинские документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина ВИЧ-инфекции).
Требования к документам см. выше;
5) Ходатайство работодателя, заказчика работ (услуг) о переоформлении иностранному гражданину патента (в произвольной форме. Пример произвольной формы ходатайства произвольно устанавливается в каждом регионе);
6) Для работающих у юридического лица или ИП: договор, заключенный между иностранным гражданином и работодателем/заказчиком работ (услуг).
Не обязательны к представлению, но обязательно будут истребованы следующие документы:
7) Миграционная карта с указанием работы как цели визита (в период действия Указа Президента от 18.04.2020 № 274 допускается представление миграционных карт с указанием любой цели визита);
8) Документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания («регистрация»);
9) Платежный документ об уплате фиксированного авансового платежа за переоформленный патент
Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в патенте, иностранный гражданин лично представляет (в случае получения нового паспорта или внесения изменений в должность, указанную в патенте):
1) Заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в патенте, по форме, утв. Приложением № 4 к Приказу МВД России от 14.08.2017 № 635;
2) Паспорт. Требования к документу см. выше.
Не обязательны к представлению, но обязательно будут истребованы следующие документы:
3) Миграционная карта с указанием работы как цели визита (в период действия Указа Президента от 18.04.2020 № 274 допускается представление миграционных карт с указанием любой цели визита);
4) Документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания («регистрация»);
5) Платежный документ об уплате фиксированных авансовых платежей за патент.
Для получения дубликата патента иностранный гражданин лично представляет (в случае утраты/хищения/повреждения патента)
Не обязательны к представлению, но обязательно будут истребованы следующие документы:
Как видим, документов на самом деле стало больше, но никто этого не почувствует, потому как и раньше запрашивали все, что есть, а если нет, то нужно было найти и принести.
Перечни документов для всех описанных выше случаев являются исчерпывающими, Административный регламент прямо запрещает истребовать документы и информацию представление которых не предусмотрено законом.
После принятия заявления иностранному гражданину выдается справка по форме, утв. Приложением № 6 к Административному регламенту либо справка об отказе в приеме документов с указанием причин отказа по форме, утв. Приложением № 5 к Административному регламенту.
Патент выдается при предъявлении удостоверяющего личность иностранного гражданина документа.
При выдаче патента проверяется наличие документа, подтверждающего уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Иностранный гражданин лично расписывается в получении патента в журнале учета выдачи патентов.
Таким образом, законодательство связывает факт выдачи патента с его получением на руки. Датой выдачи патента следует считать дату записи в журнале учета выдачи патентов о получении иностранным гражданином патента. Эта дата и должна приниматься за точку отсчета при расчете срока действия патента. Но работодатель этой даты не знает и вынужден оперировать данными, имеющимися в его распоряжении – датой изготовления патента (которая указана в патенте как «дата выдачи»).
В случае аннулирования патента соответствующее Уведомление в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании патента направляется работодателю или заказчику работ (услуг), привлекающим и использующим для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, а также самому иностранному гражданину (рекомендуемый образец приведен в Приложении № 10 к Административному регламенту). По получении такого уведомления работник подлежит увольнению по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 327.6 ТК РФ.
Появляется интересная опция – исправление ошибок или опечаток, допущенных при оформлении патента. Однако, опция эта не проводится по факту в день обращения, а требует отдельной процедуры.
Нужно подать специальное заявление по форме, утв. Приложением № 3 к Административному регламенту, и представить паспорт и «неправильный» патент. «Правильный патент будет изготовлен в течение 5-ти рабочих дней (то есть рабочей недели).
Административный регламент, а с ним и новые правила, вступил в силу с 20 ноября 2020 года.
[1] Перечень утвержден Приказом Минздрава России от 29.06.2015г. N 384н и включает в себя ВИЧ-инфекцию, Лепру (болезнь Гансена), туберкулез, сифилис, COVID-19.
[2] В частности, перечень таких организаций в г. Москве установлен Постановлением Правительства Москвы от 24.12.2014г. № 819-ПП.
[3] Пункт 27.1.4 Административного регламента
Автор: Володин Евгений Владимирович
Источник: сайт ООО «Межрегиональный Информационный центр»