Единый рынок труда на постсоветском пространстве станет более единым

До конца 2022 г. вступят в силу важные поправки в статью 97 договора о ЕАЭС. На данный момент они прошли внутригосударственное согласование в каждой из пяти стран-участниц Евразийского экономического союза. О сути и цели вносимых изменений в эксклюзивном интервью MEDIA-MIG рассказала директор департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии Паиза Суюмбаева.

MEDIA-MIG: В мае нынешнего года коллегия ЕЭК одобрила, в том числе, изменения в статью 97 договора о ЕАЭС «Трудовая деятельность трудящихся государств-членов». Паиза Усенбаевна, поясните, пожалуйста, о каких конкретно изменениях идет речь? И чем продиктована их необходимость?

— Речь идет о внесении поправок в статью 97 Договора о ЕАЭС, в пункты 3 и 4. Поправки сформулированы совместно с компетентными органами стран ЕАЭС по результатам выявления проблемных вопросов в ходе проведения мониторинга процессов трудовой миграции в ЕАЭС и исполнения норм Договора о Союзе.

К примеру, в настоящее время трудящиеся, имеющие педагогическое и юридическое образование, обладающие учеными степенями и званиями, для доступа к осуществлению профессиональной деятельности должны проходить в государстве трудоустройства длительную процедуру признания своих документов об образовании. Это препятствует активному перемещению данной категории квалифицированных специалистов. Также актуальной является проблема, связанная с обязательным требованием указывать в миграционной карте цель въезда «работа» для трудоустройства. В случае указания иной цели въезда необходимо сначала выехать за пределы государства трудоустройства и затем снова въехать, указав цель въезда – «работа».

Цель въезда не должна быть препятствием для осуществления трудовой деятельности на едином рынке труда. Положительный опыт возможности изменения заявленной цели въезда без выезда из страны уже внедрен в Республике Казахстан. Считаем, что этот опыт необходимо распространить
и на другие государства ЕАЭС.

MEDIA-MIG: Какова цель вносимых поправок? Как они должны отразиться на процессах трудовой миграции?

— Перечисленные поправки направлены на обеспечение прямого признания документов об образовании по педагогике и юриспруденции, возможности признания документов об ученых степенях и званиях на основе международных договоров, и предоставление трудящимся права на изменение цели въезда без выезда с территории государства трудоустройства. Вступление в силу этих поправок повысит комфортность перемещения и доступа к осуществлению трудовой деятельности граждан стран ЕАЭС и исключит необходимость прохождения дополнительных административных процедур в государстве трудоустройства.

MEDIA-MIG: По вашим прогнозам, когда изменения пройдут внутригосударственное согласование и вступят в силу?

— В настоящее время внутригосударственное согласование проекта «II Большого» Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС завершено в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации. Замечаний и предложений по результатам ВГС к указанным поправкам страны ЕАЭС не имеют. Согласно Плану мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. планируется, что указанные поправки вступят в силу до 31 декабря 2022 г.

MEDIA-MIG: По оценкам некоторых экспертов, на сегодняшний день страны ЕАЭС не добились основной задачи – уравнять граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории любого из пяти государств с правами граждан этих государств. На ваш взгляд, насколько объективна такая оценка? Почему основополагающие, заложенные при создании союза, принципы, нацеленные на создание единого рынка труда, не всегда работают так, как это было предусмотрено договором о ЕАЭС?

— По нашему мнению, одним из наиболее важных результатов экономической интеграции в рамках Союза стало начало функционирования с 2015 г. единого рынка труда. Граждане стран Союза имеют значительные преимущества по сравнению с гражданами третьих стран. На них не распространяются национальные квоты и ограничения по защите внутренних рынков труда. Социальное страхование трудящихся осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства.

В результате гарантированное в Союзе право доступа трудящихся и членов их семей к медицинским услугам позволяет им получать необходимый объем бесплатной медицинской помощи, включая лечение от COVID-19. А нераспространение ограничений по защите внутренних рынков труда позволяет трудящимся, потерявшим работу, в возможно короткие сроки трудоустраиваться в иных сферах.

Комиссия совместно со странами Союза на постоянной основе обеспечивает выработку и реализацию предложений по дальнейшему развитию единого рынка трудовых ресурсов. Так, с 1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС, позволяющее гражданам ЕАЭС формировать, сохранять и в дальнейшем реализовывать свои пенсионные права на тех же условиях и в том же порядке, что и у граждан государства трудоустройства. С 1 июля 2021 г. в странах Союза заработала унифицированная система поиска «Работа без границ», дающая возможность гражданам искать подходящую работу без выезда с места своего проживания, а работодателям искать требуемых работников в других странах Союза.

В Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г., утвержденные главами стран ЕАЭС в декабре 2020 г., включены новые сферы экономического сотрудничества, такие как здравоохранение и образование. Реализация данных Стратегических направлений позволит раскрыть потенциал интеграции для людей не только за счёт возможности свободно работать на территории ЕАЭС, но и обеспечения доступа к современным стандартам охраны здоровья и профессионального образования.

Подготовила Злата Симаш

Источник: сайт MEDIA-MIG

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.