Россия возникла и развивалась как многонациональное государство, в котором изначально сосуществовали и взаимообогащались различные культурные, национальные, религиозные традиции. Во Владимирской области сегодня мирно уживаются представители более 100 этносов, зарегистрировано 24 национальных объединения и 387 религиозных организаций. Как сохранить это наше богатство, межнациональное согласие и межрелигиозный мир? Сегодня мой собеседник – настоятель Свято-Покровского храма в селе Лыкове, председатель Епархиального отдела по делам молодежи, председатель Совета отцов и родительского комитета Юрьев-Польского района, член межконфессиональной комиссии при Совете по межнациональным и межрелигиозным отношениям при губернаторе области протоиерей Дионисий КОМЧИХИН.
– Отец Дионисий, как удается совмещать церковную и общественную деятельность?
– Человеку должно быть интересно. Если тебе не интересно, ты будешь с неохотой делать любую работу. А мне все это интересно: общаться с людьми, организовывать. Работать, чтобы у России было достойное будущее, чтобы Россия была нравственным государством, чтобы был порядок, чтобы все любили друг друга. А самое главное, чтобы люди объединялись для решения проблем, которых в нашем обществе огромное количество.
К сожалению, пассионарность у многих отсутствует, они не стремятся что-то сделать. Но еще Бог даёт каждому свой талант, и мы не имеем право прятать его. Поэтому любой талант, данный Господом, нужно приумножать и приобретать другие таланты. И церковная, и общественная деятельность помогают мне в этом.
– Что такое Межконфессиональная комиссия?
– Это постоянно действующий консультативный орган для повышения в регионе духовно-нравственной культуры общества, гармонизации межконфессиональных и межэтнических отношений. Комиссия на общественных началах участвует в предварительном рассмотрении вопросов и подготовке предложений для Совета по межнациональным и межрелигиозным отношениям при губернаторе области. Совет направляет свои усилия на развитие межрелигиозного и межконфессионального диалога, достижение терпимости и уважения в отношениях между представителями различных вероисповеданий, рассматривает проекты нормативных правовых актов, касающихся деятельности религиозных объединений, государственно-конфессиональных отношений, проводит профилактические мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму.
У религий много общего. Мы все учим добру, справедливости, любви. Но и столько разного. В Совете – представители православия, католицизма, ислама, евангелистов, пятидесятников, старообрядцев и др. Мы относимся друг к другу уважительно. Чтобы избежать конфликтов, нужно объединяться.
– Как Вы пришли к Богу?
– Это было во времена развала СССР. Но тогда повсеместно начали открываться монастыри, храмы. В Александрове открылся Успенский женский монастырь. Я, еще подросток, шел мимо него. Зашел. И остался…
Словами этого не передать. Господь постучался в моё сердце, я его приоткрыл. И это на всю жизнь. В 2004 году меня назначили на приход в село Лыково. Семь лет назад с семьей полностью перебрались в Юрьев-Польский из Кольчугино. Здесь живем, здесь учатся мои дети.
– С какими проблемами прихожане чаще всего обращаются к Вам?
– Приход у меня сельский, и я знаю практически все проблемы, с которыми сталкиваются мои прихожане. В первую очередь это уничтожение деревни и её спаивание. Конфликтов на межнациональном уровне нет. Вот Небылое, которое рядом. В школе 50 процентов русских и 50 процентов – армяне. И все нормально. Детки умные, хорошие, активные. И семейные ценности сохраняются. Правда, лет пять назад, когда я начал говорить, что нам есть чему поучиться у армянской диаспоры, меня в социальных сетях обвинили и в фашизме, и в русофобии, в заигрывании с представителями других национальностей и религий.
Что касается общения с прихожанами… Священнослужитель по убеждениям, по долгу священства может, должен и обязан свидетельствовать истину Божественного откровения, Божественной любви. И, имея такое обязательство, я стараюсь каждое свое богослужение обращаться к прихожанам, чтобы побудить их искать причины неурядиц в жизни не извне, а внутри себя. Это основной способ их преодоления.
– Участились браки между людьми разных национальностей. Церковь допускает возможность смешанных браков?
— Здесь я вижу проблему. Нужно понимать, какую ответственность берут на себя супруги друг перед другом и перед своими будущими детьми. Когда в семье появятся дети, то возникнет вопрос: как их воспитывать? Если родители исповедуют разные религиозные традиции, то под такую семью будет заложена мина замедленного действия. Бывает, что если один из членов семьи православный, а другой – нет, либо они все становятся православными, либо рано или поздно такой брак разваливается.
Наши девушки порой просто не знают, что их ожидает. Они впитали дух равноправия и свободы. В исламе такого нет. Там святая обязанность женщины быть прежде всего женой и матерью. Наши девушки к этому не готовы. Вот эта проблема существуют.
И еще одна проблема. Летом беседовал с молодой мусульманкой из Чечни, принявшей православие. Она живет с молодым человеком, к нам в храм ходят. Она рассказала: у неё есть проблемы с родственниками, которые не одобряют её шаг. Это другая сторона проблемы – люди защищают свои традиции, ограничивая свободу. У нас, у русских, по-другому. Если это твой выбор, то мы его принимаем и уважаем.
– А в нашем районе возможны конфликты на межнациональной или религиозной почве?
– Межнациональным отношениям много внимания уделяется. Мне кажется, излишнее акцентирование внимания на этой теме, наоборот, способствует возникновению каких-то «горячих точек ». Я не думаю, что в Юрьев-Польском районе может возникнуть какая-то проблема. 82 процента нашего населения считают себя православными и лишь 2-3 процента относят себя к другим религиям.
Не могут возникнуть у нас межрелигиозные конфликты, если не будет повода со стороны меньшинства. Это мое мнение, потому что я в преподавательской деятельности сталкиваюсь с ребятами, исповедующими другую религию. У них есть недоброжелательное отношение к нам. У нас этого нет. У восточных людей есть и чему поучиться. У них развито почитание старших, что у нас, к сожалению, редко встретишь.
У меня на уроке в Юрьев-Польском колледже был такой случай. Говорили о фашизме. Некоторые ребята стали подвергать сомнению то, что я говорю о фашизме: что это плохо, что это ужасно, что это осуждено. Некоторые заявили, что нет в фашизме ничего плохого. Случилась перепалка. После звонка, когда все ушли, подошел паренек-мусульманин и сказал: «Вы, пожалуйста, извините нас за такое поведение». Я был поражен, а он добавил: «У нас, когда приходит мулла и начинает нам говорить, мы сидим тихо и его внимательно слушаем. Потому что он знает, как жить, а мы не
знаем». Юноша показал, насколько они с уважением и благоговением относятся к мулле – человеку, который пришел от Бога. А вот наши ребята, к сожалению, могут и оскорбить, и осудить священнослужителя.
Конечно, чувствуется, что некоторые мусульмане считают себя как бы выше нас, но это единицы. В основном это хорошие люди и, повторю, у них есть чему учиться.
– В школах введён курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), он помогает узнать больше об общих ценностях, объединяющих представителей разных религий. Поступают предложения его расширить…
– Курс ОРКСЭ введен в 4 классе с 2012 года. Есть поручение Правительства РФ от 2013 года его расширить. Отдел религиозного образования РПЦ МП и Министерство образования разработали концепцию поэтапного введения предмета по выбору родителей и школьников со 2 по 10 классы школы. Ранее эту идею выражал Святейший Патриарх Кирилл. По его мнению, курс ОРКСЭ рассчитан на воспитание не только нравственного сознания ребенка, но и национального самосознания.
В школьной программе другого подобного предмета нет. Патриарх также отмечал, что выделенные для предмета 34 академических часа не мотивируют преподавателей повышать квалификацию, проходить профильные обучающие курсы. Расширение курса помогло бы решить проблему нехватки и квалификации преподавательских кадров. В необходимости продления изучения ОРКСЭ в российских школах уверены представители и других религий.
Моё личное мнение: пока он существует один год, в нем пользы нет. Ребенок забудет к 10 классу, о чём говорили шесть лет назад. А вот если занятия будут вестись со 2 по 10 класс, тогда у детей в головах что-то отразится. А то, что он призван знакомить с разными культурами, я категорически не согласен. Прежде всего, этот курс призван для того, чтобы познакомить ребят с традиционной культурой, в которой ты живешь, в которой жили твои предки, чтобы ты её понимал. Поэтому когда пытаются на одном уроке говорить обо всех религиях, то получается этакая гремучая смесь, и патриот-то не вырастет, к сожалению.
В России всегда было: человек, который знает свою культуру, он бережно, благоговейно и с уважением относится и к другим культурам.
– Сегодня молодые люди, да и не только, чаще общаются в социальных сетях, уровень живого общения снизился…
– Цивилизация, с одной стороны, показывает, как проще и лучше, но при этом мы теряем главное. У нас появилось гигантское общение через интернет и телефон. Это затягивает. Молодежь разучилась разговаривать друг с другом вживую. Даже в школах на переменах дети общаются между собой посредством гаджетов. Ждём всё-таки распоряжения министра образования и науки Ольги Васильевой, которая сказала, что готовится документ о запрещении пользования смартфонами, гаджетами в образовательных организациях.
– Второй год вы организуете и проводите в Лыкове форум «NATURA ABHORRET VACUUM» (природа не терпит пустоты). Это очень важно – организовать общение людей вживую.
– Молодёжи надо чем-то заниматься. И форум мы проводим не для галочки. Молодым людям хочется общаться без гаджетов и смартфонов, встречаться друг с другом, беседовать с иерархами, с представителями исполнительной и законодательной власти, знакомиться с известными спортсменами, артистами, учеными, военными. Молодые люди видят перед собой позитивный пример, как без алкоголя и сигарет прекрасно провести время. Эта площадка для общения очень востребована, желающих становится всё больше.
– В следующем году тоже будете собираться?
– Если доживем, конечно, будем. Слава Богу, что нас власть поддерживает и помогает. Все мы делаем общее дело и хотим, чтобы у молодёжи не было дурмана в голове, чтобы не произошло Майдана, как на Украине. Поэтому важно не заставлять их, а предлагать альтернативу пустому времяпрепровождению.
– Отец Дионисий, как вы относитесь к полемике вокруг вопроса о возвращении имущества, принадлежащего церкви?
– Считаю, что много неясности в данный вопрос вносит «желтая пресса». В частности, самая громкая дискуссия развернулась вокруг передачи церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Должен он себя реализовывать как музей или как храм? Строился-то как храм. А храм – место молитвы.
Церковь не выгоняет музей, даже не ставит так вопрос. Кому-то выгодно противопоставить друг другу разные слои общества, столкнуть с РПЦ. Что говорить, часто можно слышать негативные отзывы о священнослужителях и Русской православной церкви. Почему? Потому что это единственный общественный институт, который сдерживает негатив и греховность, противостоит натиску недоброжелателей, старающихся расколоть страну.
Вот и о передаче имущества церкви. Во Владимирской области множество монастырей и храмов, в которых гостеприимно встречают паломников и туристов, они открыты для всех желающих. У нас в Юрьеве есть замечательный пример совместного использования Михайло-Архангельского храма монастырем и музеем. На епархиальных Рождественских чтениях по теме «Церковь и культура» директор музея рассказывала об опыте взаимодействия церкви и музея. Стычек-то на этой почве нет, монастырь и музей мирно уживаются.
Почему-то СМИ больше гоняются за негативной информацией, пытаются опорочить церковь, но Бог поругаем не бывает.
– Сейчас достаточно часто на различных мероприятиях, проводимых в муниципалитетах, на региональном и общегосударственном уровне мы наблюдаем тесную связь между властью и церковью.
– Это называется симфония отношений церкви и государства. И, наверное, сейчас самая лучшая, какой не было во все времена – ни в царской России, ни при советской власти. Церковь и власть сегодня находят взаимно полезные точки соприкосновения, но не вмешиваются в дела друг друга, поскольку декрет 1918 года никто не отменял. Церковь отделена от государства и живёт за свой счёт. Да, государство помогает в реставрации памятников, но только потому, что они государственные памятники истории и архитектуры.
Сложились тёплые отношения между церковью и государством и на уровне муниципальных властей. Церковь каждый день молится «О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея».
«Если мы в XXI веке хотим быть процветающей страной; страной, которую уважают другие страны; страной, у которой есть будущее, если мы хотим избежать революционных катастроф и гражданского противостояния — мы не должны забывать свой исторический опыт, отказываться от своей исторической судьбы. Если все мы будем руководствоваться общей целью, то любые, даже самые сложные, вызовы будут преодолены, и наши потомки смогут с благодарностью говорить о достижениях нашего народа в грядущем столетии и жить в мире друг с другом», – так заявил Патриарх Кирилл на открытии XXI Всемирного Русского народного собора.
У нас общий дом, единая страна, и наша общая задача и миссия – всеми силами укреплять единство народа, быть хранителем и транслятором своей культуры для своего и будущих поколений, и чтобы, передавая традиции своей культуры, традиции своего рода, приучить потомков бережно относиться к культурам и традициям других народов и других религий. Потому что все люди одинаковые, все мы – образ Божий и Его творения. Надо научиться уважать друг друга и обращать внимание на примеры положительные, которые подают нам другие народы, жить в мире между собой.
Дата публикации: 21 ноября 2017 г.
Автор: Надежда Филиппова.
Фото: из архива отца Дионисия.
Источник: газета «Вестник Ополья».