С песней, шашкой и конем

Есть в нашей многонациональной стране удивительное социально-этническое явление – казачество. Национальностью его назвать сложно, но и в рамки обыденной профессии или даже обычной социальной группы не втиснешь. Яркое, самобытное, свято хранящее свою культуру, но и не чуждающееся узнавать новое, казачество ассоциируется и со свистом шашек бешено накатывающей конной лавы, и с лихими переливами песен, и с вихрем «казачка» под переборы гармони, и с яркими платками казачек на широких ярмарках.

Но, наверное, главная особенность казаков состоит в том, что они всегда стояли на страже рубежей России – от времен Смуты и до нынешних дней. Защищали они Родину и в Великую Отечественную – тогда, несмотря на неприязнь советской власти к казачеству, создавались целые казачьи соединения, с успехом громившие фашистов. Многие из казаков стали почти легендарными героями: генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев — родовой уральский казак, уроженец Омска; командующий Северным флотом адмирал А. А. Головко — терский казак, уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф. В. Токарев — донской казак, уроженец станицы Егорлыкской области Войска Донского; командующий Брянским и 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии, Герой Советского Союза М. М. Попов — донской казак, уроженец станицы Усть-Медведицкой области Войска Донского…

Сейчас казачьи войска появились по всей России – в том числе и во Владимирской области было создано Владимирское отдельское казачье общество, относящееся к Центральному казачьему войску. У нас, в Киржаче, большую работу с казаками ведет директор районного Дома культуры Е. Л. Бандурина, которая охотно рассказала нам о своем знакомстве и общении с этими удивительными людьми.

ПУТЬ В КАЗАКИ

– Казачьей культурой я заинтересовалась, еще учась в Вологодском музыкальном училище, на дирижерско-хореографическом отделении, — рассказывает Елена Леонидовна. – Был там у нас преподаватель – Любовь Петровна Парадовская, из коренных донских казачек. И на протяжении четырех лет учебы она меня «заразила» казачеством – я прониклась его духом, отношением к жизни. А когда закончила учебу и приехала домой, выяснила, что и мои предки были казаками. В свое время они были репрессированы, сосланы в Вологодскую область. И не удивительно – предки были довольно зажиточными, трудолюбивыми, содержали скот, занимались выделкой кожи, производством дегтя, пошивом сапог. Так что в 1932 году у моих деда и прадеда по материнской линии отняли все имущество, отправили в тюрьму, а затем – в ссылку. После тюрьмы прадед долго болел, а дед, Алексей Иванович Лытин, прошел Финскую войну, а затем Великую Отечественную, от рядового до командира минометного отряда. Был награжден орденом Славы… Разумеется, в советское время об этом не принято было говорить, но от родителей я эту историю знала.

Когда я стала директором киноконцертного зала «Южный» в Александрове, то активно поддерживала новых специалистов, которые могли внести свежую струю в работу учреждения. Открывались новые ансамбли, танцевальные, театральные коллективы. И один из молодых, Роман Сурков, оказался казаком. В результате мы в январе 2014 года создали ансамбль казачьей песни «Слобода». А через год при нем открылась детская вокальная группа «Слободчане».

ПЕТРОВ ДЕНЬ

Во Владимирской области в то время было организовано много казачьих обществ (на данный момент их 13). Так как я жила в Александрове, то вступила в Александровское станичное общество, потом была назначена помощником по культуре областного атамана Владимирского отдельского казачьего общества. Мы курируем все казачьи фестивали и другие мероприятия в области, соревнования по фланкировке, джигитовке. Организовали фестиваль казачьей культуры и боевых искусств «Петров день», в котором принимают участие казаки со всей области. Интересно, что Петров день, 12 июля, у казаков считался чисто мужским праздником. В этот день молодые мужчины соревновались в ловкости, силе, выносливости, меткости, джигитовке, владении оружием, показывая свои лучшие качества. А девушки в этот день по обычаю наряжались в лучшие платья и качались на качелях, причем им надо было «взлететь» как можно выше – считалось, что так можно было увидеть суженого, а он – увидит свою девушку.

Первый фестиваль прошел в Александрове в 2015 году, а второй и третий, в 2016 и 2017, — в Киржаче. Огромную поддержку в организации нам оказала администрация района. А материальную помощь – ОАО «Киржачская типография» во главе с Е. С. Федоровым. Сцена, электричество, скос травы, экскурсии… Владимирское отдельское общество помогло со средствами, организовало доставку лошадей, специалисты из РДК – концерт детских и взрослых коллективов из Ярославля, Москвы, Переславля-Залесского… Помимо ярмарки изделий народных промыслов, песен и танцев, демонстрировалось боевое искусство – не только казаков, но военно-патриотических клубов и объединений, в том числе и детских.

УДИВИТЕЛЬНАЯ КАЗАЧЬЯ ПЕСНЯ

– Казачество сейчас стало поддерживаться Минкультом, — рассказывает Елена Бандурина, — и был организован цикл проектов казачьей культуры. Для руководителей казачьих коллективов ежегодно проходят семинары. Ведь даже казачью песню надо уметь петь правильно. Она отличается от обычной русской народной – в ней другие акценты, другое дыхание. А после выступления ощущаешь не усталость, а небывалый подъем. Потому что это не просто песни – в них любовь к Родине, к своей земле, казачья удаль, вся культура и дух казаков. И на семинарах нам дают этот бесценный материал.

Помню, после одного такого выступления мы обедали в ресторане – Минкульт обеспечивал бесплатное питание. А там как раз молодые люди праздновали свадьбу. И казаки «стихийно», тут же, на месте, сговорились и организовали молодым свадебное празднование по казачьему обряду – с песнями, обрядами и истинно казачьим весельем. Сказать, что молодые были тронуты – ничего не сказать, они были просто в восторге.

ХРАНИТЕЛИ ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ

Но все же главным занятием казаков была защита России. Каждый казак является военнообязанным и готов выступить по призыву в первых рядах.

По традиции, казачье войско состояло из куреней (от чагат. kuran — «толпа», «племя», «отряд воинов»). Изначально куренем называлось жилище казака и его семьи, которое одновременно было и оборонным сооружением. Первые казачьи поселения возникали в речных камышовых зарослях, жилища имели плетеные в два ряда стены и камышовую крышу с отверстием для выхода дыма. Позже куренем стали называть часть запорожского войска. «…Их было записано 40 тысяч, они делились на 40 куреней, или деревень, каждая по 100 домов…», — писал французский путешественник, математик и политический деятель Жильбер Ромм о запорожцах в 1786 году. Сейчас же под словом «курень» понимается военно-административная единица любого казачьего войска.

Не так давно официально зарегистрированный казачий курень, состоящий в реестре Минюста, появился и в Киржаче. Первыми его членами стали куренной атаман А. В. Сухов, его сын И. А. Сухов и А. В. Алексеев.

– Сам я, можно сказать, потомственный казак, — рассказывает Алексей Сухов, — предки мои – из волжских казаков. К сожалению, о моих предках известно очень мало – из-за пожара, в котором много лет назад сгорел семейный архив… Я долго не знал, как можно официально вступить в казаки, но этим летом был поверстан в Кольчугинском хуторском казачьем обществе Владимирского отдельского казачьего войска. Так появился Киржачский курень «Приозерный». До этого в нашем городе казаки были только «неофициальные». Да и сейчас много «диких», никак не можем их собрать, к сожалению.

– В нашем курене, — вступает в разговор Алексей Алексеев, — пока совсем мало казаков. Но мы выезжаем на слеты, сборы, казачьи круги, бываем в походах – «подтягиваем» молодежь до нужного уровня. Ведь когда человек верстается в казаки, и его жена «автоматически» начинает считаться казачкой, и дети становятся казаками. И у Алексея Сухова старшая дочь – участница ВПК «Доблесть», то есть мы стараемся воспитывать детей как должно.

– Хочется расширить курень «Приозерный» до хуторского общества, — продолжает А. В. Сухов, — но для этого нужно набрать не меньше двадцати человек. А смысла набирать, что называется, абы кого – нет. Надо, чтобы «новобранцы» знали и чтили казачьи традиции, а не просто хотели бы красоваться на конях с шашками на казачьем круге. Мы работаем в этом направлении с военкоматом. Сотрудничаем с Кантемировской танковой дивизией и Ковровской учебной танковой частью – многие казачата Владимирской области служат там. Ведь даже в военных билетах наших призывников стоит особая отметка о том, что они являются казаками. К сожалению, курень у нас появился недавно, и мы не успели наладить работу с администрациями района и города, но в перспективе это будет сделано. Вот в Покрове и Александрове, например, казаки патрулируют город, стоят в оцеплении на праздниках, то есть работают вплотную с администрацией. А нам из-за малой численности пока это сделать сложно.

Тем не менее, киржачские казаки участвуют в различных мероприятиях, в том числе и всероссийского масштаба. Так, в конце августа в Москве проходил общероссийский фестиваль «Казачья станица», на который собрались десятки тысяч казаков и музыкальные коллективы изо всех уголков нашей страны, и курень «Приозерный» представлял на нем Киржачский район. В рамках Кольчугинского общества «Приозерный» тесно сотрудничает с «Боевым братством» — открываются мемориальные доски ребятам, погибшим в «горячих точках». Недавно такую повесили в поселке Павловка Кольчугинского района. Сейчас там организован кружок «Казачок» — для патриотического воспитания молодежи. 7 октября в той же Павловке участвовали в казачьем варе. 11 ноября такой же пройдет в Юрьев-Польском. Помимо того, мы ведем совместную работу с поисковиками из Радужного.

– А как обстоит дело с непременной казачьей атрибутикой – шашкой и конем? – спрашиваю Алексея Сухова. – Ведь в наше время с ними столько проблем – оформление, содержание…

– Конечно, оружие строго регистрируется. В основном, на вооружении казаков гладкоствол, но у кадровых офицеров может быть и нарезное. С конями же сложнее. Содержать их – очень дорогое удовольствие. Сейчас мы пользуемся услугами казачьей конюшни в Радужном. Но не оставляем мечты о собственной.

– А как казаки обычно решают внутренние проблемы?

– Главный «орган власти» у нас – Большой круг. Это собрание, на котором решают проблемы, выбирают на должности, присваивают чины, общаются казаки со всей области. И он – как любое дело казака – начинается с обязательной молитвы. Потому что без веры казак – не казак. Испокон веков казаки были своеобразным «цементом», скреплявшим российскую государственность, хранителями православной веры – основы России. Сотни и сотни лет борьбы с иноземными захватчиками дали казачеству право на это почетное звание.

Дата публикации: 27 октября 2017 г.

Автор: В. Юрьев.
Фото: из архивов автора, Е. Бандуриной, А. Сухова.
Источник: газета «Красное знамя».

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.