Кто не знает владимирский сабантуй? Если такие люди в областном центре и найдутся, то им можно только позавидовать. Они откроют для себя праздник, который давно перешагнул за рамки сугубо национального. Главный организатор владимирского сабантуя – Рафаиль Хабибуллин, председатель ВРОО «Автономия татар Владимирской области», улыбается: то ли еще будет! Он организовал 17 сабантуев. О праздниках и буднях мы говорили с ним в мусульманском молельном доме.
— С 2002 года Сабантуй официально включен в список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО. Во Владимире этот праздник любят и знают. А что этот праздник значит для вас?
– В прошлом году сабантуй был признан одним из лучших городских мероприятий. А начинали мы с небольшой площадки у профкурсов. А сейчас площадка Загородного парка нужна. Мне приятно, что праздник объединил вокруг себя татар и представителей других национальностей — русских, узбеков, таджиков, дагестанцев, чеченцев. Все хотят не только радушно встретить гостей, угостить от души, но и показать национальную аутентичность, красивые обычаи, песни, танцы, дать представление о культуре народа. Для меня важно и другое: на таких добрых праздниках понимаешь, что мы – едины, у нас одна Родина – Россия.
– Возникали ли ситуации, когда вы ощущали себя человеком иного вероисповедания и испытывали от этого неприятности или дискомфорт? На ваш взгляд, Владимир – толерантный межнациональный город?
– Для меня это родной город. И такое же признание сделают представители более ста национальностей, которые проживают здесь. В областном центре неприятных инцидентов со мной никогда не было, и я надеюсь, не будет. Мне кажется, это просто не в наших традициях. Мы, выросшие в советское время, получили отличную духовную закалку против расизма и национализма. Россия – это земля моих предков, мой дом, моя страна, которая дала мне возможность состояться как активному общественнику. У меня два высших образования, большой опыт работы на руководящих постах. Графа «национальность» не играла роли. Люди ценили мои организаторские способности, работоспособность, человеческие качества.
А если вспоминать, кто и когда «попрекал» меня за национальность, то это было в детстве. Люди недалекого ума называли татарином. Я не обижался, это не из-за какого-то умысла, просто необразованность и невоспитанность.
Мне вообще не нравится разделение на диаспоры и автономии. Меня эти слова коробят. Мы все – россияне, люди одной страны.
– Но в вашей семье национальную аутентичность подчеркивали?
– Я на нашу встречу не просто так внука взял (улыбается). Вот так же я со своим дедушкой ходил на молитву. Тогда мечетей не было, верующие собирались в домах. Мои родители не были религиозными, и такое общение с дедом производило сильное впечатление.
Когда я приехал во Владимир в 1989 году, то мусульмане города не имели даже молельного дома. Собирались на пятничные молитвы в небольшой комнатке в здании профкурсов. Я пришел на одну из служб и передал собравшимся дедушкам первый взнос на будущую мечеть. Потом еще не раз помогал. Нашлись и те, кто меня поддержал. Например, одна из женщин отдала всю свою пенсию. И так потихоньку стал формироваться и расти фонд будущей мечети, пошло движение.
Мы купили дом на Добросельской, отремонтировали его. Начали службы. Но сначала не могли его полностью заполнить. Потом на его месте за год отстроили молельный дом, благодаря активности всей общины. Я руководил строительством.
– Кстати, очень красивый, он выделяется среди остальных. Не страдаете от непохожести?
– Было дело, как-то раз на его стене написали «Россия для русских». Мы, повторюсь, не обижаемся на таких людей. Они заложники стереотипа, в котором мусульманин – это дядька с автоматом. Это абсолютно противоречит нашим догматам. Убийство человека – самый страшный грех для мусульманина.
А ответ на вопрос – для кого Россия? – дала сама история. Вы знаете, что среди Героев Советского Союза, которые дрались за нашу Родину во время Великой Отечественной войны, было очень много татар? Если рассматривать пропорционально показатели численности, то мы займем первое место. Но дело даже не в этом. В истории России мусульмане сыграли значительную роль. Вместе с православными братьями вставали на защиту независимости, поднимали страну из руин.
Поэтому мы хотели бы, чтобы у жителей Владимира было больше информации о нашей истории. Наш молельный дом открыт для тех, кто стремится уважать историю другого народа и хотел бы больше узнать о мусульманстве, его корнях, истории. Мы готовы рассказывать об этом.
– В сентябре стартовал новый учебный год в воскресной школе, где обучаются не только дети. И новых великовозрастных учеников примете?
– Конечно. У нас занимаются и 4-5-летние дети, и люди преклонного возраста, те, кому за 60. Приобретение знаний — религиозных или светских – обязанность всех мусульман. Учатся в воскресной школе до лета, по таким дисциплинам как акыда, таджвид, коран, фикх, история пророков и ахляк.
Учащиеся разбиты на группы по возрастам. Каждую субботу и воскресенье идут занятия в рамках общепринятого исламского вероучения. Мы уделяем большое значение источникам информации. Получаем литературу от коллег из Москвы. Занятия ведут наставники, можно сказать, на добровольных началах. Некоторые выпускники школы продолжили обучение в московских мусульманских институтах. Мы надеемся, что будут и те, кто вернется, чтобы служить.
Конечно, для школы, должно быть отдельное здание. Именно так сделали в Иванове. Молельный дом ведь предназначен для службы. Тут не должно быть других разговоров, кроме как о Боге — само место обязывает. Но у нас нет пока другого варианта. Мы подготовили обращение к губернатору Светлане Орловой с просьбой предоставить нам земельный участок для строительства мусульманского национального культурного центра. Мы активно участвуем в жизни города и области, но нет своей репетиционной базы, нет места, где мы могли бы просто собираться на общественные собрания, литературные вечера. Хочется надеяться, что нас услышат и помогут.
– Это было бы отличным подарком на 25-летие объединения, которое отмечается в этом году. Кстати, как будете отмечать юбилей?
– Как всегда – широко, тепло и радушно. Мы приглашаем всех на публичные лекции, которые будут проходить во владимирских вузах вплоть до апреля будущего года. Они объединены одной темой: «Роль религий в укреплении российской государственности». Наша организация выиграла на их проведение грант областной администрации. Священнослужители разных вероисповеданий, в основном из столичных вузов, будут рассказывать об истории и современности своих религий. Откроет цикл занятий заместитель муфтия России Равиль Гайнутдин. Приходите, будет интересно и познавательно. Время сейчас такое, что необходимо думать о духовности, нравственности и обязательно находить возможность для подобных занятий.
– Многие знают о том, что в течение всего месяца Рамазана в своей столовой вы приглашаете разговляться (ифтар) более ста человек. И это не только татары, но и узбеки, таджики, дагестанцы и другие. А как складываются отношения с руководством их объединений?
– Мы дружны со всеми. Я этим благородным делом с 1994 года занимаюсь. За это время укрепился в мысли о том, что нет смысла делить людей. Чем мы отличаемся друг от друга? Ничем! Несмотря на то, что мы разного вероисповедания, ни одна религия не учит плохому. Если бы все ученики были добросовестными, то мир был другим. Но, с другой стороны, пока он несовершенен, нам есть к чему стремиться.
– Рафаиль Юсупович, о чем мечтаете?
– Дожить до времени, когда во Владимире будет мусульманский национальный культурно-образовательный центр. Этот проект будет интересен не только мусульманам, но и всем горожанам и гостям города. Хочется, чтобы у каждого мусульманина была здесь возможность обратиться к Богу в храме.
Дата публикации: 03 ноября 2017 г.
Автор: Светлана Салатаева.
Фото: из личного архива Р.Ю. Хабибуллина.
Источник: газета «Владимирские ведомости».