Миграционный учет включает, в частности, регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, а также ведение государственной информационной системы миграционного учета. Так, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в РФ, подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, временно пребывающие в РФ — учету по месту пребывания.
Основанием для постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания является получение территориальным органом МВД России – УПРАВЛЕНИЕМ МВД РОССИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ (в том числе через МФЦ и по почте) – уведомления о прибытии такого лица в место пребывания на территории РФ (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 22 Закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). Уведомление о прибытии должно быть представлено в территориальный орган МВД России принимающей стороной или в определенных случаях непосредственно иностранным гражданином или лицом без гражданства (ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ).
Уведомление о прибытии должно быть представлено в территориальный орган МВД России принимающей стороной или в определенных случаях непосредственно иностранным гражданином (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). Иностранный гражданин лично представляет уведомление в следующих случаях (ч. 3, 3.1, 3.2, 4 ст. 22 Закона № 109-ФЗ):
1) документально подтверждены уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о его прибытии;
2) у него в собственности имеется жилое помещение на территории РФ, которое он в случае фактического проживания в данном помещении может заявить в качестве своего места пребывания;
3) он постоянно проживает в РФ и имеется письменное согласие принимающей стороны на подачу уведомления;
4) жилое помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину РФ, постоянно проживающему за пределами РФ, иностранному гражданину или иностранному юридическому лицу (иной иностранной организации), находящимся за пределами РФ;
5) он прибыл в РФ в порядке, требующем получения визы, и фактически проживает в помещении, которое заявлено в ходатайстве о выдаче приглашения на въезд в РФ в качестве предполагаемого места пребывания;
6) между ним и принимающей стороной заключен договор найма жилого помещения;
7) жилое помещение, предоставленное ему для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину РФ, имеющему личный кабинет на Едином портале госуслуг и зарегистрированному в ЕСИА, и сам иностранный гражданин имеет личный кабинет на Едином портале госуслуг и зарегистрирован в ЕСИА. Уведомление представляется в электронной форме, а согласие собственника жилого помещения на фактическое проживание (временное пребывание) иностранного гражданина подтверждается с использованием Единого портала госуслуг.
Способ подачи уведомления зависит от ситуации, в том числе от того, кто его подает. Например, в случае фактического проживания иностранца в собственном жилом помещении на территории РФ для постановки на учет по месту пребывания он представляет уведомление в территориальный орган МВД России непосредственно — лично или в электронной форме либо через МФЦ.
Уведомление с приложением копий документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, миграционной карты (при наличии) и иных необходимых документов надо представить в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания либо со дня получения временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации. Исключение составляют некоторые случаи, при которых уведомление представляется в течение 1 рабочего дня, следующего за днем прибытия, в частности, при нахождении иностранного гражданина в гостинице или осуществлении им работы вахтовым методом в организации, по адресу которой он подлежит постановке на учет по месту пребывания (ч. 3, 3.1 ст. 20, ч. 2 ст. 21 Закона № 109-ФЗ; п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации).
Если принимающей стороной выступает организация, также прилагается копия документа, подтверждающего полномочия ответственного лица организации. При этом лицо, подающее уведомление, обязано представить документ, удостоверяющий его личность, за исключением случаев направления уведомления в электронной форме. Если уведомление подано в электронной форме, подтверждением выполнения необходимых для постановки на учет действий является отрывная часть уведомления, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица. В установленных случаях она направляется в личный кабинет иностранного гражданина на Едином портале госуслуг.
Территориальный орган МВД России – УПРАВЛЕНИЕ МВД РОССИИ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ – в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления непосредственно, в том числе в электронной форме либо через МФЦ либо получения его по почте фиксирует в своих учетных документах сведения об адресе места пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства или об адресе организации, по адресу которой он подлежит постановке на учет, и вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета (ч. 2 ст. 21, пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ; п. 34 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации).
В отношении отдельных категорий иностранных граждан постановка на учет по месту пребывания осуществляется в особом порядке, предусмотренном законодательством РФ или международным договором РФ (ч. 1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от обязанности постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня въезда на территорию РФ. При этом указанные граждане, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в РФ, в случае их передвижения по территории РФ и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности постановки на учет по новому месту пребывания. По истечении указанных сроков они обязаны встать на учет по новому месту пребывания в течение семи рабочих дней (ч. 4.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для постановки на учет по месту пребывания, на срок, не превышающий 30 дней со дня прибытия. По истечении этого срока такие граждане должны выполнить указанные действия в срок, не превышающий семи рабочих дней (ч. 4.2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ).
Кроме того, международными договорами РФ может быть предусмотрен особый порядок и условия миграционного учета пребывающих в РФ иностранных граждан. Так, например, граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории РФ, освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течение 15 дней с даты въезда на территорию РФ (ст. 3 Закона № 109-ФЗ; ст. 1 «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации» от 08.02.2013). Существуют также отдельные категории граждан, которые не подлежат миграционному учету (например, члены парламентских и правительственных делегаций) (ч. 6 ст. 20 Закона № 109-ФЗ).
Получить услугу «Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания» или «Снятие с учета по месту пребывания» можно на Портале государственных услуг Российской Федерации. Услуги предоставляется бесплатно.
Миграционный учет путем регистрации по месту жительства
Для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства в целях постановки на миграционный учет рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Информация подготовлена по материалам «Электронного журнала «Азбука права», 2023 (СПС КонсультантПлюс)