Джамшед Азимов: «Таджикистан и Россия – любовь и мечта»

Прозрачные озёра в кольце высоких гор под пронзительно синими небесами; пасущиеся у чистейших горных рек яки; бесчисленные отары овец, следующие на выпас тем же путём, что и сотни лет назад; тончайший хлопок и строгое следование традициям… Всё это – Таджикистан… Представители этой бывшей республики, входившей в состав СССР, а ныне – независимого государства, есть и в нашем районе.

Один из них – Джамшед Азимов. Наша газета уже не раз рассказывала о том, что у нас, в Петушинском районе успешно развивается селекционно-генетический центр по разведению курдючных овец ООО «Владимирский эдильбай», который он создал; о том, как родился и воплощается в жизнь замысел уроженца этой далёкой от Петушков республики, как он вписывается в реалии работы в хотя и недалёкой от российской столицы, но всё же провинции.

Джамшед Азимов стремится исполнить свою мечту: адаптировать эту породу овец к условиям средней полосы России. А тема нашего очередного разговора с Джамшедом Азимовым – сам Таджикистан, с которым он хочет поближе познакомить петушинцев. Это связано и с тем, что в нашем районе живёт немало граждан этой страны, они работают рядом с нами, участвуют в проводимых в Петушках летних и зимних футбольных турнирах. И вовсе не будет лишним узнать поближе их родину и их культуру.

О своей родине Джамшед рассказывает с большим удовольствием и любовью. Каждый год в конце апреля -начале мая он, взяв с собой кого-нибудь из своих русских друзей, приезжает в родные места. Равнодушным Таджикистан ещё никого не оставил.

В это время как раз идёт перегонка овец: чабаны гонят отары на север, в горы. Перекрываются все дороги и магистрали. Реки овец текут в одном направлении по ведомым только Аллаху и чабанам дорогам.

Перегон занимает, как правило, месяц-полтора, за это время люди и животные преодолевают путь от 500 до 700 км. Отары насчитывают три-четыре, а то и десять тысяч голов. Сопровождают их обычно пять – шесть чабанов. Некоторые отправляются семьями: на лошадях, с гружёными ослами, которые здесь тоже распространены.

Во время перегона главная опасность для стада – волки. Как овцам не нужно объяснять дорогу – словно невидимая сила ведёт их по нужному маршруту, где задолго до них проложили тропы их предки – так и древнейшие соседи-хищники, следуя инстинктам, идут по пятам за стадом. Овец зорко охраняют приотарные собаки. У нас эта порода превратилась в ленивых и крупных алабаев. Настоящая же приотарная собака поджара, мускулиста и вынослива. Специально их не кормят, собаки сами добывают себе пищу. Среди них действует строгая иерархия, вожака слушаются беспрекословно. Собаки очень умны: даже если две отары проходят рядом, они никогда не позволят овцам перемешаться, знают своих животных «в лицо», следят за ними.

При нападении волка охранники не оставляют стадо. Один, может, два пса бросаются в бой, а остальные бдительно следят за стадом, располагаясь внутри него и по периметру. Как правило, волкам всегда есть чем поживиться: их добычей становятся больные, ослабленные животные, которые неизбежно отсеиваются при перегоне. Но на пастбищах рождаются новые. Чабан всегда знает, где чьи ягнята, через полгода возвращает животных с приплодом хозяевам.

С животноводческими навыками связано и главное азартно-спортивное развлечение таджиков – борьба и козлодрание. И если все примерно представляют, как выглядит борьба, то национальная забава по добыче барана или козы достойна отдельного описания.

Спортсмены на козлодрание приглашаются со всего Таджикистана. Чем больше участников, тем зрелищнее шоу. Определяется маршрут скачек. На видном месте располагается туша барана. Задача всадника: поднять её с земли и доставить до финиша. Хватать тушу можно только руками, свесившись с лошади, без помощи предметов.

Спорт этот очень жестокий. Возле туши разворачивается настоящая борьба, баран переходит из рук в руки. Даже если кому-нибудь удалось поднять тушу на лошадь, не факт, что её тут же не отберут, причём, случается, барана перекидывают в другое седло вместе с его предыдущим владельцем.

Словом, козлодрание – очень травмоопасная забава, но и призы за победу достойные: разыгрывают автомобили, квартиры, крупную бытовую технику и пр. Проводятся соревнования, как правило, на Навруз – праздник начала весны, весеннего равноденствия, 21 марта. Также широко отмечаются Курбан-байрам и Ураза-байрам. На Ураза-байрам дети ходят по домам и собирают угощение.

На праздники все обязательно надевают национальные костюмы. У мужчин это специальный халат – чапан, сшитый и простёганный вручную. Обязательный элемент декора – золотые нити. У женщин в ход идут разноцветный бисер и камушки, обшитые орнаментами из золотых стежков.

Таджики строго соблюдают мусульманские обычаи, поэтому облегающей, просвечивающей одежды здесь нет. Просторное платье с рукавами из тонкого, шелковистого хлопка и широкие шаровары, обязательный головной убор: платок или тюбетейка – вот основной наряд женщины. Тюбетейки в Таджикистане в ходу не круглые, а из четырёх клиньев, символизирующих стороны света. У мужчин они обязательно тёмно-синие или чёрные. Вышитые белыми нитками полумесяцы острой вершиной всегда указывают на Мекку.

В Таджикистане – настоящий культ гостеприимства. Двор здесь всегда открыт, каждый гость будет принят и накормлен со всем почётом и уважением. В центре дома накрывается дастархан. Это застолье, скатерть со всевозможными яствами. Так как в домах принято сидеть на полу, на специальных матрасах, столы в нашем понимании там тоже не в ходу. Поэтому все угощения выставляются в центр комнаты на дастархан.

Самые распространённые блюда: шурпа – горячий наваристый суп из баранины; плов, манты, самса, каурдак… Есть и сладости. На Навруз готовят суманак. С пророщенного зерна срезают зелёные ростки, а само зерно женщины, сменяя друг друга, варят в воде без добавления сахара много часов. В итоге получается густая и очень сладкая масса. Ещё одно сладкое блюдо – чагалдак. Шарики теста, обжаренные в большом количестве масла и политые мёдом.

Джамшед рассказывает смешную историю, как его русскому другу чагалдак пришёлся особенно по вкусу, и тот в запале съел 54 штуки жирного и сладкого лакомства. Когда его вновь стали угощать излюбленными таджикскими пончиками, он отказался, сообщив цифру. Реакция хозяев была неоднозначная. Считать еду здесь считается оскорблением хозяев, пусть даже цифры говорят в пользу их щедрости. Но этот случай до сих пор вспоминают с улыбкой, как пример того, что удалось угодить гостю.

Из напитков в Таджикистане пьют чай, а ещё в жару очень «уважают» чолоб – кисломолочный напиток с добавлением воды, соли, зелени, огурцов. К чаю подают сухофрукты, орехи, варенье, мёд.

– Я больше нигде не видел таких лимонов, какие растут на моей родине. Они больше, чем привычные нам, оранжевого цвета и лишь слегка кислые, с тоненькой кожицей, – рассказывает Джамшед. В Таджикистане вообще изобилие фруктов: виноград в каждом доме, яблоки, персики, нектарины, гранаты. Очень большие и вкусные арбузы, дыни достигают веса в 35-40 кг.

Щедрая земля наделила щедростью и своих детей. Особенно это проявляется во время больших семейных праздников. К таким относится, например, свадьба. Полностью обряд, начиная со сватовства, занимает несколько недель и сопровождается обильными застольями, бесконечными подарками, подготовкой выкупа и приданого для невесты.

Материальная сторона праздника полностью лежит на семье жениха. По этому судят о его щедрости, благосостоянии. А вот родственники невесты за несколько недель от сговора до свадьбы готовят всё для обихода дома молодых: от платьев невесты до бытовой утвари. Всё из материалов, преподнесённых женихом в подарок.

Свадьба всегда проходит по предварительному сговору семей. Молодые, как правило, впервые видятся на Никах (религиозный свадебный обряд), который проводит мулла. Перед тем, как провозгласить молодых парой, мулла велит невесте что-нибудь попросить у жениха. Любое её желание будет выполнено. Но невесты, как правило, ограничиваются традиционными просьбами – получить в подарок драгоценности. Некоторые и вовсе от волнения не могут вымолвить ни слова. Накануне свадьбы невеста демонстрирует подарки жениха и показывает подготовленное приданое. На следующий день жених приезжает и уже забирает её к себе.

Гуляет свадьба не один день, или даже неделю. По значимости, среди семейных праздников, с ней может сравниться только рождение сына и обрезание. Дни рождения, другие светские праздники так широко не отмечаются.

Джамшед рассказывает, что есть планы, согласованные с руководством района, в следующем, 2018 году попробовать устроить народные гуляния на Навруз на Советской площади в Петушках. Будем надеяться, что они осуществятся, и к мусульманской, в том числе и таджикской культуре смогут приобщиться все желающие.

Дата публикации: 22.09.2017 г.

Автор: Наталья Гусева.
Источник: газета «Вперед».

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.