Мамед Саид Ордубади

Мамед Саид Ордубади (Мамед Гаджи-ага оглы) родился 24 марта 1872, в городе Ордубад, Эриванской губернии. Настоящее имя писателя — Мухаммед, а Саид — литературный псевдоним, выбор которого был не случайным. Саид по-арабски означает «счастливый». Начальное образование писатель получил в мусульманской религиозной школе, затем обучался в медресе. В связи со смертью отца, в подростковом возрасте был вынужден оставить занятия и пойти работать на текстильную фабрику. На отдых оставались лишь вечерние часы, которые полностью посвящал самообразованию и чтению художественной литературы.

Свои первые литературные творения М. С. Ордубади создал в 1890х годах, но дебютировал с первыми из них лишь в 1903 году в Тифлисской газете «Shargi-Русь».

В его ранних произведениях («Канлы Саналар» (Кровавые годы), пьеса «Последние дни Андалузии») сочетались национализм и панисламизм, неприятие иноверцев. Однако, после того как писатель примкнул к народническому движению, его настроения резко изменились. В первых сборниках стихов «Беспечность» (1906) и «Родина и свобода» (1907) появились призывы к свободе, критика невежества и фанатизма. Революция 1905 – 1907 годов, сотрудничество в журнале «Молла Насреддин» сделали взгляды писателя радикальнее, а критика духовенства и дворянства привели к ссылке писателя в Самару.

В романах «Путешествие двух мальчиков в Европу» (1908) и «Несчастный миллионер» (1914) автор критиковал авторитарный режим правления в Иране и выражал просветительские взгляды на развитие общества.

После 1917 года Мамед Саид Ордубади вступил в ряды компартии и участвовал в походах Красной армии в качестве сотрудника одной из красноармейских газет.

Несмотря на левые взгляды, писатель видел недостатки новой власти и отразил это в пьесе, написанной в 1926 о борьбе с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях.

В своих поэтических и беллетристических произведениях последнего периода Ордубади развивал идею единения трудящихся разных национальностей («Арарат»), что было навеяно приходом советской власти в Закавказье и показывал моральную деградацию в среде азербайджанской буржуазии («Кладбище»). В 1930 в романе «Dumanli Tebriz» (Тавриз туманный), Ордубади изобразил персидскую революцию 1908, уделив много внимания деятельности духовенства, русского самодержавия и крупного купечества. Ордубади перевел на тюркский язык ряд произведений русских классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др.

Ордубади написал либретто для нескольких опер: «Наргиз»,  «Кёроглы», «Низами».

Социальные противоречия азербайджанского общества нашли отражение в романах «Борющийся город» (1938) и «Подпольный Баку» (1940).

В 1946-1948 гг. в романе «Меч и перо» (1946 – 48), действие которого происходит в средневековом Азербайджане, писатель повествует о великом азербайджанском поэте и мыслителе Низами Гянджеви.  Автору удалось восстановить почти с документальной точностью атмосферу средневековой Гянджи.

Мамед Саид Ордубади считается основоположником жанра исторической романа в азербайджанской литературе.

Ушел из жизни Мамед Саид Ордубади 1 мая 1950 года, в Баку.

 

Книги в ВОУНБ

1.      Ордубади М. С. Меч и перо : ист. роман / М. С. Ордубади ; [пер. с азерб. И. Печенева]. – Баку : Язычы, 1981.  – 735 с.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.